Конструкция конденсаторного пускового устройства для автомобиля состоит из конденсаторов большой емкости (общепринятое название – ионисторы) и электронного преобразователя (основные элементы).
Следует понимать, что по сравнению с обычными бустерами конденсаторное пусковое устройство для автомобиля существенно отличается принципом действия. Аккумуляторное
пусковое устройство, содержащее накопитель энергии (батарею), позволяет подзарядить бортовую автомобильную АКБ до уровня, достаточного для запуска стартера. Заряд аккумуляторного устройства может храниться долгое время и использоваться по необходимости.

Что касается модели на конденсаторах, то такие приборы необходимо зарядить непосредственно перед использованием. В обычном состоянии они полностью разряжены и ждут часа. При использовании конденсаторного пускового устройства по команде контроллера большой пусковой ток позволяет запустить механизм двигателя. В качестве источника энергии конденсаторного ПУ используют:
- АКБ своего автомобиля – при разряде до 10% она не сможет провернуть стартер, но этого вполне достаточно для заряда. Время заряда зависит от степени разряда батареи.
- Аккумулятор любого другого автомобиля. От полностью заряженной АКБ пускач зарядится за 1-1,5 минуты.
- Прикуриватель авто (12 В).
- Любой повербанк, к которому можно подключить пусковое устройство через micro-USB-порт (5 В).
Ниже приведено ориентировочное время зарядки, которое зависит от емкости конденсаторов, силы выдаваемого тока и источника энергии.
Значение пускового тока, А
|
Источник заряда
|
АКБ (с полным зарядом)
|
Прикуриватель авто, 12 V
|
Powerbank или сеть 220 В через адаптер на 5 В
|
300 А
(запуск автомобилей с дизельным двигателем объемом до 2,5 л или бензиновым до 3 л)
|
до 90 секунд
|
3-5 мин
|
25-30 мин
|
450 А
(запуск автомобилей с дизельным двигателем объемом до 3,5 л или бензиновым до 4,5 л)
|
до 2 мин
|
5-7 мин
|
30-40 мин
|
800А
(запуск автомобилей с дизельным двигателем объемом до 4,5 л или бензиновым до 6 л)
|
до 5 мин
|
7-10 мин
|
40-50 мин
|
Конденсаторное пусковое устройство для автомобиля: достоинства и недостатки
По сравнению с устройствами на основе литий-ионных накопителей, конденсаторные ПУ имеют два существенных преимущества:
1. Отсутствует необходимость периодического контроля состояния – если устройства на АКБ требуют частой подзарядки (особенно в холодное время года), то конденсаторные ПУ необходимо заряжать только перед запуском, все остальное время они разряжены. Вне зависимости от срока и условий хранения, они готовы к использованию.
2. Широкий температурный диапазон использования – производители гарантируют, что модель будет работать в диапазоне от -40 °C (при такой температуре литий-ионные батареи очень быстро разряжаются) до +65 °C (когда очень высока вероятность возгорания литий-ионного накопителя).
Еще одним важным преимуществом считается большой ресурс – производители в паспорте указывают от 7 до 10 тысяч возможных циклов «заряд-разряд», но на практике такая цифра пока не подтверждена. И если оценивать реально, то вряд ли какой-то автомобилист будет 10 тысяч раз запускать свое авто с помощью бустера/пускача, такой ресурсный запас выглядит излишним.

Говоря о недостатках, следует отметить, что ПУ на конденсаторах, в отличие от устройства с литий-ионными аккумуляторами, не может быть задействовано сразу, требуется некоторое время для подготовки. Если АКБ автомобиля разрядилась полностью, то процесс запуска может потребовать больше времени. Кроме того, устройство имеет ряд других недостатков:
- Аккумуляторное устройство – используется для многих целей (наличие фонарика, возможность подзарядки телефонов, ноутбуков), а вот конденсаторное ПУ используется исключительно для запуска автомобиля.
- Выдает пусковой ток очень быстро, оно не рассчитано для продолжительного прокручивания стартера.
- В случае, когда двигатель не запустился, его придется заново перезаряжать и повторять попытку.
- Некоторые модели не могут использоваться для запуска дизельных двигателей с предварительным прогревом свечей, поэтому перед покупкой стоит внимательно изучить техописание.
- Высокая стоимость – конденсаторное ПУ значительно дороже, чем устройство с литий-ионным аккумулятором. Анализ цен на рынке показал, что по стоимости ПУ на конденсаторах можно купить 3-4 аккумуляторных с аналогичными характеристиками пускового тока. Основная причина высокой стоимости – это дорогие ионисторы, составляющие главную часть конструкции. Впрочем, высокая стоимость частично компенсируется долговечностью, производители предоставляют до 10 лет гарантии на свои изделия.
- Низкая ремонтопригодность – при отказе конденсатора ремонт обойдется в кругленькую сумму, которая может составить от четверти до половины стоимости новой модели.
Особенности эксплуатации
Конденсаторное ПУ достаточно простое в эксплуатации и не требует особой подготовки, необходимо просто соблюдать правила, указанные в техническом описании. При подключении к АКБ оно имеет специальную защиту, так что если перепутать полярность, оно просто не сработает. А вот при запуске авто без АКБ надо быть предельно внимательным. Чтобы избежать повреждения систем и компонентов автомобиля, не допустить несчастных случаев, необходимо строго соблюдать полярность подключения – в этом случае «защиты от дурака» нет.
Из-за того, что конденсаторное ПУ относительно недавно появилось на рынке, пока невозможно точно определить, как его использование повлияет на состояние аккумуляторной батареи и внутреннюю электронику автомобиля. Пока что большинство отзывов имеет негативный характер. Особенно это касается ситуации при запуске авто без аккумуляторной батареи (когда она полностью разрядилась). При экстремально низком заряде АКБ электроника авто буквально «замирает», а для зарядки пусковика потребуется найти другую АКБ.
На сегодняшний день на рынке представлено достаточно ограниченное количество моделей – этот факт уже можно считать косвенным подтверждением их не вполне удовлетворительных эксплуатационных свойств. Если проанализировать независимые отзывы пользователей, то большинство нареканий приходится на завышение параметров, указанных производителем. К примеру, по паспорту ПУ должно выдавать 800 А, но фактически значение пускового тока составляет 740-750 А.
В целом, конденсаторное ПУ не очень подходит для использования в городском цикле, где есть регулярный доступ к источникам электричества. В этом случае оправдано использование устройства с литий-ионными батареями, они обеспечат лучшее соотношение цена/качество. Если же предстоит дальняя дорога в условиях экстремальных температур (как низких, так и очень высоких), с ограниченным доступом к электросети, то в таком случае покупка конденсаторных пусковых устройств для автомобилей может себя полностью оправдать.